Что мы знаем о елочных игрушках? Первая ассоциация, которая приходит в голову, - разноцветные стеклянные шары, и уже потом мы вспоминаем все разнообразие украшений, которое появляется на елках в канун Нового года.
Когда же появились елочные игрушки? Какими они были во времена наших бабушек и дедушек? Давайте проследим историю этого знакомого с детства предмета. Итак…
История ёлочной игрушки берёт свое начало ещё в дохристианские времена. Наши предки, поклоняясь духам леса, вешали на яблочные или вишнёвые деревья разнообразные дары. Впервые рождественские наряженные елки начали устанавливать в домах в первой половине XVII века в Германии и в Прибалтике
Первые елочные игрушки из стекла начали производить в городке Лаушта (Германия) в середине 19 века. Легенда о первых стеклянных игрушках гласит: в один неурожайный год крестьяне не знали, чем украсить рождественское дерево, и попросили стеклодувов изготовить им стеклянные яблоки. Игрушки были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла.
Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Дорогие стеклянные изделия могли позволить себе только богачи, а в домах среднего достатка на долгие годы поселились игрушки из прессованного хлопка и ваты, которые продолжали выпускаться до 50-х годов 20 века (фото 001).
Фото 001.
Стеклянные игрушки на территории России начали делать в период Первой мировой войны. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.
В дореволюционной России в качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи (фото 002).
Фото 002.
Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
Празднование Нового года в 1925 году в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки.
Вслед за ангелами и рождественскими звездами на елку приходят игрушки идеологического, социального характера.
Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
Уже в 1937 году Новый год с размахом праздновали у первой елки в Кремле. Новая эпоха принесла новые тенденции: вышла серия стеклянных елочных шаров с изображением Ленина, Сталина и членов Политбюро, звезда стала пятиконечной – как на Кремлевских башнях, появились игрушки с советской символикой, серпом и молотом.
И тогда же впервые Дед Мороз пришел к детям со своей маленькой внучкой Снегурочкой, которая с тех пор стала его верной помощницей.
После выхода фильма «Цирк» появилась мода на игрушки, изображающие цирковых артистов и зверей.
В 1938 году появляются первые елочные гирлянды: раскрашенные в разные цвета автомобильные лампочки, соединенные проводом (фото 003).
Фото 003.
К концу десятилетия производителям елочных украшений было рекомендовано уделить особое внимание изготовлению игрушек с национальной спецификой. Выпускают серию фигурок в костюмах народов СССР.
Возраставший спрос на елочные игрушки объединяет многочисленных ремесленников (стеклодувов, разрисовщиков) в артели и небольшие фабрики. Артельщики копируют дореволюционные игрушки, создавая новые в духе времени.
В Нижнем Тагиле в конце 1930-х годов была создана артель по изготовлению елочных игрушек - Артель 3-й пятилетки.
В этот период была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы...
Новогодние игрушки в виде предметов быта появились в начале 40-х годов. Их отличала текучесть формы и роспись яркими красками.
Украшение новогодней ёлки во время Великой Отечественной войны было обязательным. Главный материал — фольга и погоны, которые ввели с 1943-го на 1944-й год. Из них мастерили корзинки и парусники.
А еще появились проволочные украшения из отходов производства. Это домики для птичек, цветы, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — серп и молот.
Фабрики также продолжали выпускать новогодние игрушки, правда, ограниченными сериями.
После войны, уже в 1946-м году, полностью восстанавливается промышленное производство детских игрушек и новогодних украшений. Новогодние праздники в СССР стали самыми любимыми для взрослых и детворы. Именно, в это время возродились все светские традиции и дореволюционные обычаи празднования Нового года, которые когда-то были отвергнуты.
С 1947 года праздник объявили выходным днем, и его стали проводить с большим размахом.
1949 год ознаменовался 150-летним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В честь этой знаменательной даты была выпущена целая серия елочных игрушек, изображавших героев его сказок. В истории советской елки началась целая эпоха под названьем «В гостях у сказки»…
Когда множество советских граждан ютились в коммуналках и не
имели возможность поставить дома большую елку, появились пластмассовые елочки-малютки и наборы игрушек для них. В это же время в обиход вошли игрушки на прищепках (фото 004).
Фото 004.
Во времена правления Никиты Хрущёва популярность приобрели ёлочные украшения сельскохозяйственной тематики (в особенности стеклянные кукурузные початки). Не было в СССР практически ни одной новогодней ёлки, на ветках которой не нашлось бы стеклянной кукурузы – таков был ответ производителей ёлочных украшений на политику партии.
1955 год - появилась новая модификация машины «Победа». Примерно в тот же период новогодние елки превращаются в автомобильные стоянки.
С выходом на экраны кинотеатров фильма «Карнавальная ночь» на ёлках все чаще стали появляться игрушечные часы, стрелки которых неизменно показывали без пяти двенадцать (фото 005).
Фото 005.
В начале 60-х на первый план выходит тема космоса.
Во времена «оттепели» в СССР впервые начали делать украшения в форме сосулек.
Артель им. 3 пятилетки в конце 60-х годов была преобразована в Нижнетагильскую фабрику детской игрушки и работники приступили к выпуску стеклодувных елочных игрушек и игрушек из папье-маше. На фабрике было два цеха по производству ёлочных игрушек. Стеклянные игрушки делали в старом здании на улице Черных (с ноября 1978 года – на улице Байдукова), а картонные игрушки и маски из папье-маше — в цокольном помещении на улице Вогульской.
В Советском Союзе украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом) получили большое распространение. Производство таких игрушек было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники.
С конца 1960-х годов эксклюзивность ёлочных игрушек сошла на нет. Производство украшений для ёлки представляло собой некий конвейер, упор шел на количество изготовленного товара. Игрушки по качеству были неплохими, единственный их минус состоял в том, что новогодние ёлки в домах советских людей стали напоминать близнецов.
Дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений “штамповали” похожие друг на друга серии шариков, “шишек”, “пирамидок”, “сосулек” и “колокольчиков”... Встречались звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом.
Всевозможные гороскопы «завоевали» страну в конце 1980-х, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии.
В 1990-е годы появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года.
Мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.
Сегодня елочная игрушка – не просто эхо какого-то яркого события в жизни страны, это дизайнерская работа, выполненная согласно авторской идее и художественным канонам. Каждая серия елочных игрушек из стекла или оригинальные, “самодельные” игрушки - своя неповторимая история, которая передает волшебную атмосферу праздника и приглашает нас в удивительный мир сказки и детства.
Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными или забраться в недра бабушкиных старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.
Т.Е. Курдина, главный архивист
Муниципального казенного учреждения
"Муниципальный архив социально-правовых документов
города Нижний Тагил"
Газета "Тагильский вариант" № 43 (273) от 01.12.2016 г.