Депутатами горсовета неоднократно обсуждался вопрос строительства трамвайного сообщения, что обусловлено преимуществами трамвая: салоны обладают большей провозной способностью; используется дешевая электроэнергия.
27 февраля 1937 г. на заседании президиума Нижнетагильского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был утвержден акт приемки трамвая в эксплуатацию.
На следующий день произведен пуск первого трамвая. Открыто движение по маршруту вокзал - центр и Красный Камень - центр. Первый рейс выполнила Саша Зорина, ранее работавшая проводницей на железной дороге.
Для подготовки вагоновожатых были организованы 3-месячные курсы. Разработаны правила пользования трамваем.
1940 г. ознаменовался запуском нескольких трамвайных линий. Началась прокладка путей от хлебозавода до «Механической» (в настоящее время «Комсомольской») проходной Ново-Тагильского металлургического завода (НТМЗ).
На средства Уралвагонстроя были построены трамвайные пути протяженностью 9,2 км. Открыто движение по маршруту центр города - Дзержинский район.
Для соединения центральной части города с заводом № 63 (Высокогоркий механический завод) введена в эксплуатацию линия от кольца у цирка (ул. К. Маркса) до ул. Быкова (Выя).
21 марта 1941 г. открылось прямое сообщение между Уралвагонстроем и центром города.
Проекты новых трасс продолжали разрабатывать в военные и послевоенные годы:
1955 г. - открыто движение до магазина "Уют" на Красном Камне.
1960 г. - закончено строительство линии п. Северный - завод пластмасс.
1969 г. - сданы в эксплуатацию трамвайные пути от действующего кольца на ул. Островского до кольца на ул. Горького (Выя).
Тагилстроевский и Ленинский районы города были соединены трамвайным маршрутом № 9 в декабре 1972 г.
1981 г. - открыто трамвайное движение по мосту от ул. Победы (Красный Камень) до ул. Фрунзе (Выя).
За период с 1937 г. по 2000 г. протяженность путей выросла с 4,3 км. до 107,0 км.; количество вагонов увеличилось с 15 штук до 144.
В настоящее время трамвайное движение осуществляется во все административные районы нашего города и насчитывает 10 маршрутов. Надо отметить, что парк постоянно пополняется новыми комфортабельными вагонами, в том числе низкопольными. Для ранних утренних поездок предусмотрены дежурные поезда.
Планируется строительство новых трамвайных линий: в Алтайском микрорайоне, в районе Муринских прудов Гальяно-Горбуновского массива.