История профессионального образования в России насчитывает свыше 300 лет. Петр І задумал превратить патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими государствами. Он был уверен, что русские мастера смогут изготавливать все необходимое для полноценного развития российской державы.

В период с 1701 по 1721 год были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Уральских и Олонецких заводах.

По инициативе частных лиц к началу 30-х годов XIX века были созданы реальные училища с целью распространения технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности, знаний. 

 До  1862 года в Нижнем Тагиле существовало Выйское заводское училище, на основе которого было создано реальное (с 1896 года – Нижнетагильское горнозаводское). Были оборудованы физический, минералогический, геодезический и чертёжные кабинеты, химическая лаборатория, работала библиотека. Здание училища находилось на улице Уральская (ранее Невьянская, Старозаводская).

На этой же улице размещалось Нижнетагильское городское училище. Оба учебных заведения были построены Верхотурским земством на деньги Демидовых и пожертвования граждан. Училища готовили квалифицированных специалистов для тагильских заводчиков, которые после отмены крепостного права стали испытывать кадровые трудности.

В учебную программу входило изучение русского, немецкого, французского языков, математики, истории, Закона Божьего, рисования, черчения, музыки. Программа усложнялась за счет введения специальных  предметов, таких как лесоводство, металлургия, химия, минералогия и так далее.

Первые годы после революции система профессионального образования была реформирована. Это обусловлено, прежде всего,  новыми политическими реалиями,  восстановлением и массовой индустриализацией страны. Промышленность нуждалась в квалифицированной рабочей силе. На предприятиях вводилось обязательное профессионально-техническое обучение. Были открыты школы фабрично-заводского ученичества с 3-4-х летним сроком обучения. В систему народного образования РСФСР школы ФЗУ были включены как разновидность общеобразовательной.  Обучение подчинялось текущим производственным нуждам с учетом специфики предприятий.

Учащиеся зачислялись в штат, становились полноправными рабочими, полученные общетехнические и специальные знания содействовали их дальнейшему карьерному росту. Производственная практика являлась государственной учебной повинностью. Предприятия должны были предоставить места для ее прохождения.

Однако, школы  ФЗУ не удовлетворяли всех потребностей постоянно развивающейся промышленности. Требовался постоянный приток новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и так далее.

Перед государством стояла задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи.

2 октября 1940 года  был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных, железнодорожных  училищ и фабрично-заводских школ для подготовки квалифицированных кадров.

Мобилизованные граждане находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении.  Выпускники были обязаны проработать четыре года на предприятиях страны

В годы войны особенно возросло значение государственных трудовых резервов, которые подготовили свыше 2-х миллионов молодых специалистов.  

К концу 1949 года в Нижнем Тагиле действовало 7 училищ: № 4, 12, 16, 34, 39, 59, 70, о чем свидетельствуют архивные документы.

В учебных заведениях обучали профессиям:  автослесарь, швея-мотористка, вязальщица, парикмахер, электромонтер, станочник, плотник, электрогазосварщик, машинист крана, токарь и т. д.

Профессионально-технические училища были двух типов - городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ). В зависимости от сложности специализации срок обучения составлял от 1 до 3 лет. Учащиеся обеспечивались проездными билетами на общественный транспорт, форменной одеждой, бесплатным питанием. В дальнейшем они совершенствовались по своей специальности на базовом предприятии, в совхозе, колхозе, в учебных мастерских и лабораториях училищ.

Учебную работу в ПТУ вели мастера производственного обучения, а по теоретическим предметам - инженерно-педагогические работники. Особо отличившихся преподавателей награждали знаком «Отличник профессионально-технического образования».

В 1969 году началось преобразование профтехучилищ в средне-профессиональные.  Форма обучения была дневной, рассчитанной на 3 - 4 года. Люди, занятые на производстве, обучались в вечерних группах. По окончании учебного процесса выдавались дипломы по выбранным профессиям и аттестаты о полном среднем образовании.

Позднее учебные заведения переходят к подготовке квалифицированных специалистов широкого профиля.

К середине 70-х годов в Нижнем Тагиле «распахнули свои двери» профессионально-техническое училище № 49 и Нижнетагильское торгово-кулинарное. Оба учебных заведения могли принять от 600 до 800 учащихся. Специалистов для металлургии и горнодобывающей промышленности готовили  ГПТУ № 14, 56, 89, 93, для строительных предприятий  - № 46, 135.

                        

Училища имели необходимую учебно-производственную базу: кабинеты по теоретическим дисциплинам, лаборатории и мастерские.

Профессиональной ориентацией учащихся занимались педагогические коллективы школ: оформлялись уголки с фотографиями и вырезками из газет, в которых описывалась история создания предприятий и отдельных профессий. Широко практиковались встречи с передовиками производства, организовывались экскурсии на предприятия и организации города.  

К началу 80-х годов XX столетия в Нижнем Тагиле функционировало 12 профессиональных училищ, в которых работало 807 мастеров и преподавателей, обучалось 6807 человек по 62 специальностям.

Отлаженная ранее система профтехобразования в 90-е годы переживала тяжелый кризис. Мощная система среднего и начального профессионального образования в старом виде не могла существовать. Начались поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям. Возникли новые типы учебных заведений: технические лицеи, фермерские школы, коммерческие и высшие профессиональные училища, муниципальные колледжи.

В нашем городе профессионально-технические училища также претерпели некоторые преобразования: профессиональное училище № 104 было  реорганизовано в Горнозаводской политехникум. На базе СПТУ № 89 был открыт профессиональный лицей. ПУ № 34 и ПУ № 59 вошли в состав в Высокогорского многопрофильного техникума. Профессиональное училище «Самородок» было объединено с Нижнетагильским государственным профессиональным колледжем имени Н. А. Демидова.

В настоящее время спрос на технические специальности возрастает.  Выбранная профессия гарантирует трудоустройство с достойной заработной платой, а специалисты, обладающие профессиональными знаниями, трудовыми навыками и умениями,  востребованы на рынке труда.

Т. Е. Курдина, главный архивист

Муниципального казенного учреждения

«Муниципальный архив социально-правовых документов

города Нижний Тагил».

Газета "Тагильский рабочий" № 82(24683) от 29.07.2018 г.

Просмотров: 1698
Яндекс.Метрика